Шпагат между комнатой и балконом и спектакли на кухне

05.07.2020

Самое невообразимое для артистов театра оперы и балета - это остаться без зрителей и выступать в пустом зале.

 

Однако казахстанские артисты сумели преобразиться во время карантина и найти дорогу к зрителям через экраны мониторов

 

АЛМАТЫ, 2 июля — Sputnik.

Ольга Тонконог

 

Как коронавирус изменил работу театров, как артисты выживали в период карантина, и какие плюсы принесла пандемия для театральной деятельности. На эти вопросы Sputnik Казахстан ответила директор Казахского государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ) имени Абая Ая Калиева.

 

"С марта мы, как все организации культуры и искусства, не проводим мероприятия в присутствии зрителей. Весь формат деятельности переведен в онлайн режим. Для нас он в какой-то степени стрессовый. Это испытание на прочность коллектива, потому что артистам сохранить свою профессиональную форму и интерес онлайн-зрителей в таких условиях очень сложно", - рассказывает директор алматинского ГАТОБа.

 

© SPUTNIK / ТИМУР БАТЫРШИН BATYRSHIN TIMUR
Директор ГАТОБ Ая Калиева

О театре оперы и балета имени Абая

Первые две недели: кому стресс, кому - эйфория

Специалисты театра много работали над тем, чтобы представить наработанный контент в онлайн-формате, интересном для зрителей, и самое главное - над тем, чтобы помочь артистам не потерять творческую форму и после окончания пандемии быстрее войти в привычный ритм работы.

Сложнее всего был период ЧП — март-апрель. Для кого-то новые условия стали стрессом, а для кого-то эйфорией от незапланированного отдыха.

 

"Первые две недели было полное затишье. Руководство выстраивало дальнейшую стратегию активной деятельности театра, а артисты ждали, когда их вызовут на работу, но их терпения хватило ненадолго. Спустя 2-3 недели ко мне начали поступать звонки: артисты соскучились без сцены и зрителей и сами стали вносить свои предложения. Временный перерыв стал для них новым стимулом для раскрытия творческого потенциала", - вспоминает директор.

 

Шпагат между комнатой и балконом.

 

Больше всех волновались артисты балета, так как в домашних условиях невозможно полноценно поддерживать форму. Руководство ГАТОБа понимало, что это проблема, и ее нужно решать незамедлительно.

"Наш театр одним из первых представил зрителям онлайн-уроки и мастер-классы, которые разработала художественный руководитель балета, народная артистка Казахстана Гульжан Туткибаева", - сказала Калиева.

Все уроки были специально составлены так, чтобы упражнения можно было повторить дома.

На официальных страничках ГАТОБа и артистов балета в течение всего карантинного периода можно было видеть множество забавных видео о жизни артистов в домашних условиях. В этих роликах артисты делают разминку с детьми, крутят фуэте на улице - и в то же время есть видео, как они готовят у плиты, бегают с пылесосом.

"Например, молодой артист Нельсон Пенья снял шуточное видео, как он при своем высоком росте пытается сделать шпагат между балконом и стеной своей комнаты. Ему явно не хватало места. Этим роликом он хотел сказать, что даже самый добросовестный артист в домашних условиях не может сохранить форму и выполнить самые элементарные упражнения в полную силу", - говорит Ая Калиева.

Как только разрешили работать малочисленным составом, первыми на работу прибежали артисты балета.

"В непогоду, в выходные и праздничные дни они все равно приходят заниматься в зал, потому что для них очень важно иметь доступ к станкам в балетном зале", - рассказала директор ГАТОБ.

 

На занятиях артисты соблюдали все необходимые санитарные нормы. А руководство создавало условия для безопасного труда.

 

 

"Даже сейчас, после выхода артистов, мы все равно не можем работать в прежнем режиме: приходится составлять особые графики, рассчитанные на занятия групп малой численности (не более 8-10 человек), при расстановке в классе соблюдать установленную дистанцию. Тренироваться - в масках, что очень тяжело, артисты постоянно жалуются, но мы все-таки настаиваем", - рассказала Ая Калиева.

Несмотря на все трудности, в театре еще не знают, смогут ли танцовщики и балерины выступать на сцене в следующем сезоне. А это сложно: один день пропуска — это 10 дней восстановления, а пропущено очень много.

 

Калиева: ГАТОБ имени Абая планирует открыть центр изучения нотного материала

 

Пели хором через Zoom

 

Артистам хора тоже пришлось адаптироваться к новым условиям дистанционной работы. Каждый артист разучивал и сдавал хормейстерам партии онлайн. Но по интернету невозможно петь хором, рассказывает директор ГАТОБа.

"Каждый из них подключался к приложению Zoom и пел по очереди. Потом они собирали свое исполнение в один видеоролик, который размещался на наших каналах в социальных сетях. Хор - единственный коллектив в театре, который мы не пригласили на работу после послабления карантинного режима. Все мы понимаем, что хор – это коллективное творчество, а в условиях жесткой регламентации численности нахождения в одном помещении артистов и соблюдения дистанции невозможно организовать работу большого коллектива", - говорит Калиева.

Тем не менее благодаря профессионализму и желанию работать артисты хора записали оригинальное исполнение хоровых сцен из опер "Биржан - Сара", "Травиата", "Абай".

 

Спели оперу на кухне

 

К новым условиям приспособились и солисты оперы, на которых легла основная нагрузка концертной деятельности театра в новом формате. Еженедельно солисты выходили в эфир. Исполняли концерты из дома, давали мастер-классы и пели для зрителей на балконах своих квартир.

 

"Солисты работали с концертмейстерами, созванивались по Skype и WhatsApp. Концертмейстеры делали записи распевок, отсылали их вокалистам. Даже "зависающий" интернет не был им помехой. Ведь когда речь идет о зрителях, наши артисты всегда найдут возможности решения своих задач", - с гордостью отметила Калиева.

 

Интересными стали проекты "опера дома", один из которых - опера "Паяцы". Артисты ГАТОБа перенесли действие оперы в наши дни. Трагическая история семейной пары была разыграна на кухне в обычном доме.

"Дана Таласбекова (Недда) и Балуан Беркенов (Паяц) смогли в 40 минутной сцене на кухне исполнить ключевые арии и донести до зрителей основную идею известной оперы", - добавила Ая Калиева.

 

Оркестранты играли на кастрюлях и ведрах

 

Директор ГАТОБа особо отметила работу музыкантов, которые за время карантина освоили много "смежных профессий": режиссера, видеооператора, звукооператора, сценариста, продюсера, а применительно к оркестру - еще и исполнителей музыки на новых инструментах - таких как кастрюли, пеньки, поварешки и так далее.

"Наша группа ударных исполнила на подручных инструментах (кастрюлях, ведрах, пеньках) популярную композицию "Пульс 120", посвятив ее медицинским работникам. Это был замечательный и остроумный проект", - считает директор алматинского театра оперы и балета.

 

Время карантина предоставилась уникальная возможность артистам оркестра поработать над сольным репертуаром.

"Когда ты сидишь в оркестре, тебе, может быть, и не всегда выпадает возможность поработать над сольными программами. В период пандемии артисты оркестра записали на видео соло, подготовили образовательные онлайн уроки для детей", - говорит Калиева.

В итоге каждый из музыкантов провел режим ЧП с пользой. Дирижеры, хормейстеры, артисты хора, оркестра, балета, солисты стали звездами интернет-пространства.

За время карантина в эфир вышло около 250 видеороликов, 70 прямых эфиров и концертных программ!

 

Зрители стали ближе

 

Директор ГАТОБа говорит, что даже в период карантина театр предоставляет зрителю возможность встречи со своими любимыми артистами и их творчеством.

"В период карантина наши артисты выходили в эфир до 5, иногда 6 раз в неделю. Отмечу, такие эфиры сблизили зрительскую аудиторию с нашими артистами. За время онлайн-эфира артисты получали очень много комментариев, ни один из которых не остался без внимания. Слушатели многое узнали из жизни солистов, познакомились с членами их семей, стали свидетелями работы над концертными программами", - рассказала директор ГАТОБа.

 

 

 

 

Несмотря на закрытые границы, театр принял участие в реализации международных онлайн-проектов. В честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне солисты работали над очень важным проектом, инициатором которого стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстана во Французской Республике Жан Галиев.

Он впервые сделал поэтический перевод известной песни Александрова "Священная война" на французский язык. Прекрасное исполнение песни солистами ГАТОБ легло в основу документального фильма, подготовленного Посольством Казахстана во Франции.

 

Особый интерес у зрителей вызвали видеоролики с участием солистов из стран ТЮРКСОЙ: Казахстана, Азербайджана, Турции, Кыргызстана и Узбекистана.

Хорошие отклики получил флешмоб - исполнение песен на языке братского народа. Солисты ГАТОБа исполнили, например, песню "Мой любимый Тбилиси".

 

 

 

Одним из ярких и уже любимых зрителем онлайн проектов стал ГАТОБ Life — один день из жизни театра.

 

 

"Несмотря на карантин, работа всех подразделений театра, творческих и производственных, не останавливалась. Наши закулисные "волшебники" все это время продолжали работу над созданием премьерных постановок. Художники делали макеты, рисовали эскизы, мастера обувного, пошивочного и бутафорного цехов шили костюмы, изготавливали декорации. Артисты уже выучили и сдали свои партии и с нетерпением ждут постановочные дни, когда в живом контакте начнется полноценная работа над созданием образов героев", - отметила директор ГАТОБа.

По ее словам, вся работа несколько перестроилась, но не остановилась, а это самое главное.

 

Невидимый фронт: костюмеры ГАТОБ рассказали о сложностях работы

 

Артисты почувствовали себя на месте зрителей

 

Для Казахстана 2020 год насыщен знаковыми юбилеями. ГАТОБ не остался в стороне. К 75-летию Победы было подготовлено много программ и премьер, среди которых постановка моно-оперы Г. Фрида "Дневник Анны Франк". Солистки театра Венера Алпысбаева, Надия Наденова и концертмейстер Гульнар Шахановна представили концертный вариант оперы в онлайн-режиме.

 

 

К 175-летию Абая ГАТОБ подготовил много интересных проектов, среди которых следует выделить онлайн-концерт (при пустом зале) "Абайға Тағызым". При этом взгляд солистов был обращен не в зрительный зал, а, наоборот, на сцену.

"Этим мы хотели продемонстрировать тесную связь артистов со зрителями", - поделилась замыслом Калиева.

В концерте впервые прозвучали редко исполняемые песни и романсы казахстанских композиторов, написанные на стихи Абая, в аранжировке Артура Оренбургского.

 

Сейчас ГАТОБ запускает онлайн-конкурс на исполнение песен Абая. Уникальность проекта в том, что он будет для непрофессиональных певцов. В нем могут участвовать все желающие от 4 лет и старше.

"Конкурсанты разделены на четыре возрастные категории. Мы надеемся, что онлайн площадка позволит расширить географию участников", - сказала директор ГАТОБа.

 

Если пандемия затянется, ГАТОБ выйдет на улицы города

 

"Новый, 87 сезон, ГАТОБ планирует открыть 4 сентября. Даже если нам не удастся встретиться со зрителями в Большом зале, открытие сезона состоится на улице и продолжится концертами "open air" (на свежем воздухе)", - заявила Калиева.

"Конечно, это будут только концертные программы или концертные варианты опер, так как полноценные полотна показать зрителям вне сцены не получится из-за высокой затратности проектов", - считает директор ГАТОБа.

 

День столицы

 

А закроет сезон ГАТОБ прекрасным концертом в честь Дня столицы: 6 июля ГАТОБ представит легендарную героико-эпическую оперу Еркегали Рахмадиева "Абылай Хан" на либретто Абиша Кекилбаева и праздничный концерт "Viva Opera" в рамках онлайн проекта Gatob_Life.

Праздничный концерт "Viva Opera" был специально подготовлен к празднованию Дня столицы. Впервые за долгие месяцы на сцене театра встретятся вместе ведущие солисты оперной труппы и артисты оркестра. Однако количество оркестрантов строго ограничено. Большое внимание будет уделено рассадке артистов с соблюдением дистанции. Все это добавит работы дирижеру концерта, заслуженному деятелю РК Ерболату Ахмедьярову.

В исполнении ведущих солистов оперной труппы прозвучат популярные арии из опер итальянских, французских, немецких, русских и, конечно, казахстанских композиторов, - поделилась Ая Калиева.

"Так мы хотим поздравить наших казахстанцев с Днем столицы и закрыть свой 86 театральный сезон", - сказала Калиева.

 

Из-за карантина ГАТОБ теряет по 40 миллионов тенге в месяц

 

Ая Калиева заявила, что из-за карантина театр понес большие финансовые потери. Каждый год театр за счет продажи билетов зарабатывает средства, которые идут на содержание здания и укрепление материальной базы.

"В период пандемии ежемесячно театр терпит убытки в сумме около 40 миллионов тенге. За счет субсидий из государственного бюджета нам покрывают 85% расходов, а 15% театр должен зарабатывать самостоятельно", - сказала Калиева. Она добавила, что сейчас продажи билетов нет, а значит, у театра нет и собственных средств.

 

Пандемия навсегда изменила работу театра

 

В первую очередь на входе в ГАТОБ зрителя всегда будут встречать не только контролеры, но и тепловизоры. Повсюду будут установлены санитайзеры, будут приняты и другие меры санитарной безопасности.

"Часть штата уже переведена на удаленную работу, в том числе переводчики, юристы, бухгалтеры, менеджеры. Возможно, эта форма работы для сотрудников данной категории сохранится", - отметила Калиева.

Театр продолжит искать новые формы работы и контакта со зрителями. Проекты онлайн и офлайн станут постоянными и будут транслироваться на официальных страницах ГАТОБ в социальных сетях, на YouTube-канале, а также на сайте театра.

 

Артисты государственного театра оперы и балета очень соскучились по зрителям в зале

Если пандемия затянется, в онлайн режим будут переведены некоторые действующие культурно-просветительские программы, среди которых "Библиотека композиторского наследия Казахстана", "Синемалогия", "Виртуальные выставки экспонатов музея театра", а также абонементные программы.

 

"Если говорить о плюсах, то это, несомненно, расширение зрительской аудитории. Сейчас аудитория ГАТОБа перевалила за два миллиона человек. С 2019 года наш театр стал полноправным членом российской ассоциации музыкальных театров, благодаря чему появилась возможность делиться опытом с коллегами, участвовать в онлайн-конференциях, транслировать свои спектакли на платформах партнеров, обмениваться зрительской аудиторией", - говорит Калиева.

 

Свидетельством того, что театр приобрел зрителей далеко за пределами страны, свидетельствует успех его онлайн-проектов среди интернет-пользователей стран СНГ - третье место в рейтинге по популярности среди остальных театров.

"Рейтинг был составлен независимым агентством "Турстат", и мы очень гордимся, что новая стратегия, новые программы, которые мы за этот короткий срок смогли воплотить в жизнь, дали такой замечательный результат", - заключила Калиева.