02.12.2018

Как в ГАТОБ имени Абая готовятся к премьере оперы "Паяцы" – взгляд из-за кулис

 

 

АСТАНА, 2 дек — Sputnik.

 

Для тех людей, о которых пойдет речь в нашей статье, театр начинается не с вешалки, как сказал великий режиссер Станиславский, а с костюма на ней.

Корреспондент Sputnik Казахстан побывал за кулисами Государственного академического театра оперы и балета имени Абая и узнал секреты современных театральных костюмеров.

 

 

 

 

 

 

В костюмерных театра хранятся сотни нарядов
© SPUTNIK / ТИМУР БАТЫРШИН
В костюмерных театра хранятся сотни нарядов

 

 

 

 

 

Главное, чтобы костюмчик сидел

До премьеры оперы "Паяцы" осталась неделя. В пошивочном цехе вовсю кипит работа: заведующая мастерской Галина Ташева со своими коллегами утюжит и отпаривает костюмы для владельца передвижного театра Канио и его молодой супруги Недды. Когда смотришь на наряды — будто оживают картинки из учебника истории.

 

 

 

 

 

 

Создание костюма начинается с эскиза
© SPUTNIK / ТИМУР БАТЫРШИН
Создание костюма начинается с эскиза
"Все начинается с эскиза", — говорит Галина Муздыбаевна, ни минуты не сидя без дела: то кружево поправит, то пуговицы проверит.

 

Главный секрет костюмеров - индивидуальный подход к каждому солисту
© SPUTNIK / ТИМУР БАТЫРШИН
Главный секрет костюмеров - индивидуальный подход к каждому солисту

В постановке оперы задействованы более 100 актеров, времени на пошив костюмов — меньше двух месяцев. "Иногда приходится задерживаться допоздна. Прежде чем приступить к раскрою ткани, мы делаем лекало. К каждому солисту, каждому артисту хора мы подходим индивидуально", — признается Галина.

Впервые с театром сотрудничает итальянский сценограф, художник по костюмам Вильям Орланди. К каждой детали он относится очень щепетильно. Все аксессуары и ткани эксперт из Милана выбирал лично.

 

Художник по костюмам, сценограф из Италии - Вильям Орланди
SPUTNIK, ТИМУР БАТЫРШИН
Художник по костюмам, сценограф из Италии - Вильям Орланди

 

"Костюм показывает характер героя, демонстрирует его состояние души. Я к выбору ткани подхожу очень ответственно, сам ездил по магазинам и рынкам", — в спешке рассказывает Вильям.

Костюмеру предписано обладать психологической выносливостью: с творческими людьми иногда бывает сложно. Некоторые артисты позволяют себе капризничать.

 

При создании костюмов учитывается множество нюансов
"Разные бывают ситуации. Порой приходят в одном настроении, уходят в другом. Каждый артист требует определенного подхода, мы не обижаемся, наоборот, подбадриваем их, ведь мы делаем одно дело", — говорит Галина Ташева.

 

Хранительница тайн перевоплощения

 

В цехах, где хранятся костюмы, можно заблудиться — роскошные платья, кафтаны, бархатные камзолы, расшитые золотом, необычные головные уборы, украшенные пышными белыми перьями, инкрустированные камнями и бисером пояса…

 

Опытный костюмер должен помнить, какие аксессуары дополняют тот или иной образ
© SPUTNIK / ТИМУР БАТЫРШИН
Опытный костюмер должен помнить, какие аксессуары дополняют тот или иной образ
Каждый наряд состоит из нескольких аксессуаров, которые нужно запомнить. Опытный костюмер знает, где найти наряд утонченной Джильды из "Риголетто" и сюртук графа Альмавива из "Севильского цирюльника".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель мужского костюмерного цеха ГАТОБ имени Абая Анна Чупина
SPUTNIK ТИМУР БАТЫРШИН
Руководитель мужского костюмерного цеха ГАТОБ имени Абая Анна Чупина

 

Добрые голубые глаза, застенчивая улыбка, мягкий голос — заведующая мужским костюмерным цехом Анна Чупина работает в театре уже больше 20 лет. Именно она наводит лоск, чтобы артист блистал на сцене во всем великолепии.

В обязанности Анны входит проверка состояния костюмов перед спектаклем. Перед началом постановки она относит их в гримерные и скрупулезно следит за тем, чтобы он соответствовал биркам, на которых указаны название спектакля и фамилия артиста, для которых сшит наряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эскизы костюмов для оперы Паяцы
© SPUTNIK / ТИМУР БАТЫРШИН
Эскизы костюмов для оперы "Паяцы"
Если во время спектакля нужно быстро переодеться, Анна ждет солиста театра в гримерной, заранее готовит костюмы, помогает одеться. В такой спешке могут произойти и казусы. "Помню, актер переодевался в полумраке и не на ту ногу обувь надел. На сцене пришлось незаметно менять. Бывает и так, что аксессуары забываешь снять", — говорит Анна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующая пошивным цехом ГАТОБ имени Абая Галина Ташева ГАТОБ имени Абая

Заведующая пошивным цехом ГАТОБ имени Абая Галина Ташева

 

 

Костюмеры театра оперы и балета имени Абая за работой Детали костюма к опере ПаяцыГоловные уборы, хранящиеся в цехах театра Случайному человеку можно легко заблудиться в цехах театраРоскошные костюмы складываются из тысячи мелких деталей На гастроли костюмерам приходится брать с собой даже утюг

SPUTNIK ТИМУР БАТЫРШИН На гастроли костюмерам приходится брать с собой даже утюг
Театр не стоит на месте, на гастроли руководитель костюмерного цеха отправляется вместе с многочисленным гардеробом. Перед поездкой она упаковывает наряды в кофры, на случай форс-мажора она всегда берет с собой нитки, иголки, ножницы и утюг.

 

"На гастролях актеры всегда более сдержанные, но может всякое произойти: мы как-то приехали с выступлениями в один российский город и нам предоставили гримерную, очень маленькую по площади, где как-то вынуждены были умещаться три солиста, гримеры и костюмы. Невозможные были условия, всем пришлось понервничать", — рассказывает Анна.

 

Анна, опустив глаза, говорит, что оставаться незамеченной зрителю — это все мелочи жизни. Главное, признается костюмер, любить театр всей душой, по-настоящему растворяясь в нем.