В золотой клетке

09.02.2023

К 100-летию со дня рождения основоположника казахского народно-сценического танца Даурена Абирова в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая состоялся показ балета «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева. В одночасье жизнь Марии, юной дочери польского князя, рушится: на дворец совершает набег татарское войско, ее любимого убивают, а саму ее вероломный хан Гирей уводит в свой гарем. Заключенная девушка скорбит о потерянном счастье, не ведая, как закипает любовь в сердце жестокого правителя и расцветает зависть его любимой жены Заремы.

 

Застать показ «Бахчисарайского фонтана», приуроченный к 100-летию со дня рождения народного артиста КазССР Даурена Абирова, первого профессионального казахского артиста балета, зрителям КазНТОБа удалось в минувшее воскресенье, 5 февраля.

В исполнении симфонического оркестра театра, возглавляемого дирижером Ерболатом Ахмедьяровым, прозвучало легендарное, проникнутое восточной романтикой сочинение Бориса Асафьева, созданное в 1932-м. Произведение отличает контрастность, с которой в сюжете сосуществуют славянская и восточные культуры, и эмоциональная глубина.

Соло скрипки досталось Оксане Нуршаевой, соло альта - Нурлану Сагимбаеву и Ольге Калько, соло виолончели - Диларе Курманалиевой. Вокализ - бессловесная певческая миниатюра между актами - прозвучала в исполнении Анны Садуахасовой.

Партию Марии, дочери польского князя, на сцене исполнила Айман Егисбаева. Рустем Имангалиев воплотил на сцене образ ее жениха Вацлава. Крымского хана Гирея, похитившего Марию, станцевал Амир Жексенбек. Зарему, любимую жену правителя, сыграла Малика Ельчибаева. Второстепенные партии в спектакле достались Аркату Аширбеку, Улану Баденову, Акботе Бекболатовой, Арисе Хасимото, Даурену Женису, Гульназие Пилтан, Исиде Калякиной, Даурену Нуржанову.

Стремительная, страстная и драматичная история о скорби, вероломстве и безответной любви на сцене театра имени Абая зачаровала публику проникновенным инструментальным исполнением, точеным перформансом труппы, а также совершенно фантазийными декорациями и костюмами. Восточное обаяние тенистых садов, цветение орнаментов на коврах, ползущие в ночи бархатные тени, иллюзии и сны, золото и шелк, а еще горькие слезы, пролитые у фонтана во внезапно опустевшем дворце. Без сомнения, зрителям довелось пережить неподдельную магию балетного искусства, ту, которой всю жизнь был предан основоположник казахского народно-сценического танца Даурен Абиров.

Он родился в 1923-м в ауле Каракемер Джамбульской области, рано потерял родителей, в возрасте 11 лет попал в Алма-Атинский детдом № 13, на базе которого открыли первую в стране балетную школу. Наставниками юноши стали Александр Александров, Леонид Молодяшин и Александр Селезнев. Окончив училище в 1942-м, Абиров ушел добровольцем на фронт, а позднее его перевели, и до 1946-го он служил в Ансамбле песни и танца пограничных войск в Джаркентском погранотряде.

После демобилизации Даурен Абиров, вновь прожив выпускной класс училища, становится солистом балета Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Здесь он покоряет публику партиями Альберта в «Жизель», Зигфрида в «Лебедином озере», Солора в «Баядерке», Юноши в «Шопениане», Нурали в «Бахчисарайском фонтане». Отучившись в московском ГИТИСе, Абиров возвращается в родной театр режиссером-балетмейстером, а затем становится главным балетмейстером, сохраняя эту должность целых 20 лет.

В числе его постановок балеты «Юность» Михаила Чулаки, «Эсмеральда» Цезаря Пуни, «Шурале» Фарида Яруллина, «Дорогой дружбы» Нургисы Тлендиева, «Камбар и Назым» Василия Великанова, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева (совместно со своим педагогом в ГИТИСе Ростиславом Захаровым), «Старик Хоттабыч» Александра Зацепина, «Легенда о любви» Арифа Меликова, «Акканат» Газизы Жубановой (совместно с Заурбеком Райбаевым), а также «Козы Корпеш и Баян Сулу» Евгения Брусиловского.

Кроме того, Даурена Тастанбекович поставил хореографию для оперных и драматических спектаклей «Дударай», «Кыз Жибек» и «Жалбыр» Евгения Брусиловского, «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева, «Камар сулу» Еркегали Рахмадиева, «Амангельды» Евгения Брусиловского и Мукана Тулебаева, «Айсулу» Сыдыка Мухамеджанова.

Ставил танцы великий балетмейстер и для кинокартин – в его фильмографии ленты «Девушка-джигит», «Наш милый доктор», «Песня зовет». Ведомый неугасаемым энтузиазмом, Даурен Абиров создал 18 народных хореографических ансамблей в различных областях Казахстана, а в 1980-х, трудясь в Йеменской Арабской Республике (она прекратила существование в 1990-м), создал первый профессиональный танцевальный ансамбль страны.

Благодаря неугасаемой страсти и непоколебимому упорству Даурена Тастанбековича во многих отечественных пединститутах появились кафедры хореографии, а в школы ввели предмет «Танец-ритмика». Не только блестящий артист и талантливый балетмейстер, но и исключительный педагог, он преподавал в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова, Казахской консерватории, Алма-Атинском хореографическом училище, заведовал кафедрами хореографии Государственного института театра и кино имени Жургенова и Казахского государственного женского педагогического института.

 

Эльвира Сыздыкова

Фото Талгата Галимова

Источник: np.kz