ВЕЛИКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА

31.01.2023

В Казахском национальном академическом театре оперы и балета имени Абая прошла опера Дж. Пуччини «Флория Тоска», посвященная 75-летию со дня рождения легендарного тенора, народного артиста РК и Чечено-Ингушской АССР, кавалера ордена «Құрмет» Султана Байсултанова, который многие годы исполнял все ведущие партии тенорового репертуара как лирического, так и драматического плана.

«Флория Тоска» – музыкальная драма знаменитого итальянского композитора XIX века, наполнен- ная экспрессией и страстью.

В основу сюжета легла история любовного треугольника: певицы Флории Тоски, ее возлюбленного – художника Марио Каварадосси и начальника полиции – барона Скарпиа. Однако на фоне драматического сюжета не был упущен и исторический контекст – борь- ба патриотов Италии за единство и независимость своей Родины против главного ее врага – Австрии. Император Наполеон, выступивший со своими войсками против Габсбургов, одерживает над ней победу, и в его планы не входит поддержка независимости в Италии и создание Римской Республики. Ему необходимо восстановление власти Ватикана. Музыка рассказывает зрителям, что все мечты Каварадосси и Анджелотти о светлом и безмятежном будущем будут безжалостно разрушены. Трагический финал неизбежен.

Стремительное развитие сюжета, музыка, несущая в себе страсти и эмоции. Вся опера превращена композитором в единое, неразделимое драматическое целое. Залюбовным треугольником скрывается мощная энергия, итальянский народ, жаждущий свободы и борьбы настоящего с прошлым.

Ведущую партию Марио Каварадосси ранее исполнял легендарный Султан Байсултанов (ныне Халид Нуралиев).

Блистательный тенор с ярким светлым тембром голоса, прекрасный певец и актер Султан Байсултанов был гордостью театра.

Образы, созданные им, запоминались глубоким проникновением в содержание. Его внешность, актерское дарование и музыкальность не оставляли слушателей равнодушными к его творчеству. Как педагог, он воспитал плеяду великолепных певцов, как руководитель оперной труппы – активно работал с молодежью, помогая осваивать все сложности нелегкой профессии.

Выпускник Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в классе С. Р. Рязанцева в 1979 году пришел в ГАТОБ им. Абая и сразу вошел в репертуар театра. Самые яркие образы, созданные С. Байсултановым: Ленский в «Евгении Онегине», Водемон в «Иоланте», Герман в «Пиковой даме» П. Чайковского, Альфред в «Травиате», Герцог в «Риголетто» Дж. Верди, Пинкертон в «Чио Чио-сан», Манрико в «Трубадуре», Калаф в «Турандот» Дж. Пуччини, Альмавива в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Айзенштайн в «Летучей мыши» И. Штрауса, Лыков в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Фауст в «Фаусте» Ш. Гуно и многие другие.

Он много гастролировал по странам СНГ и дальнего зарубежья как в составе труппы театра, так и с сольными программами, а также как приглашенный солист. Ему поступало множество предложений от лучших мировых театров, но Султан Байсултанов остался верен родному театру.

 

Автор: Ясмин ДЖИМАЛОВА, Алматы

 

Статья опубликована в №12 (4264), от 31.01.2023 газеты "Литер" под заголовком "ВЕЛИКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА".