Балет в масках и перчатках.

15.09.2020

Как ГАТОБ пережил пандемию и чем удивит публику.

 

Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая, несмотря на длительный перерыв из-за пандемии и не снятые до сих пор ограничения, откроет свой 87-й сезон 1 октября. Как театру дались испытания этого года, «ЭК» рассказала директор ГАТОБ Ая Калиева.

– Давайте начнем не с опыта выживания при пандемии, а с того, как театр откроется зрителю. Наверняка что-то будет не так, как раньше.

– Мы с 1944 года ежегодно открывали осенние сезоны оперой «Абай», а с 1938 года – балетом «Лебединое озеро», и в этом году постарались сохранить эту традицию. Поставить полноценный спектакль в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений невозможно, и мы подготовили концерт «Посвящение Великому Абаю», где в исполнении симфонического оркестра прозвучат песни и романсы казахстанских композиторов на стихи поэта, арии, дуэты и сцены из оперы Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай».

 

– А почему не опера полностью?

– Сейчас в театре возобновились репетиции, но они проходят с группами до 30 человек. Опера «Абай» – это масштабный, многолюдный спектакль. Такие спектакли не могут войти в текущий репертуар, а ставить их в сокращенном виде типа концертного варианта оперы мы посчитали неуместным.

 

– Большой и неожиданный опыт, как тот, что мы все приобрели из-за пандемии, часто оказывается не только драматичным, но и позволяет что-то понять, чему-то научиться. В случае с театром этот принцип сработал?

– Да. Прежде всего, мы осознали свою неразрывную связь со зрителем. И поняли, как эта связь хрупка. Нам всем пришлось учиться взаимодействовать иначе: кому-то выступать в новом режиме, кому-то находить новые формы выражения своего творчества, кому-то встраиваться в виртуальные форматы и даже осваивать новые смежные профессии.

 

Наш театр, как и все организации культуры, перешел на онлайн-вещание. Всего мы провели 250 эфиров: разнообразных передач, концертов, трансляций спектаклей. Наши артисты, несмотря на карантинные меры, приходили на работу небольшими группами, делали записи концертов при пустом зале, также выходили в эфир из дома, проводили вокальные стримы, первыми в Алматы дали концерты с балконов! Каждый такой проект дорог нам. Наши артисты молодцы! Я, как руководитель, горжусь каждым из них!

 

За время карантина наша зрительская аудитория значительно выросла – до трех миллионов человек. Конечно, онлайн-трансляции – вынужденная мера. Паллиативные формы прошли разведку боем и сейчас мы понимаем их место в жизни театра, этот опыт для нас весьма ценен. К огромному сожалению, за время карантина, мы потеряли двух артистов хора...

 

2.jpg

 

Для некоторых профессий искусства, таких как композитор, писатель, скульптор, живописец, деятельность может продолжаться в изоляции, в мастерской. Но театру, который существует здесь и сейчас, в точке встречи лицом к лицу с публикой, жить и творить в условиях карантина невозможно. Без постоянного профессионального тренинга музыкальный театр просто умирает. Нет театра без зрителя, как и концерта без слушателя. Мы потеряли тот творческий нерв, который ощущается на сцене, является «наркотиком» для артиста. Очень страшно коллективу потерять наработанный опыт, свой высокий профессиональный уровень.

Совместно с нашим отраслевым министерством после долгих дискуссий мы разработали поэтапные планы выхода из карантинного режима. Во время карантина постановочные группы работали над музыкальным материалом, продумывали концепции спектаклей, разучивали музыкальный материал, производственные цеха изготавливали декорации, шили костюмы. Благодаря этому готовность спектаклей составляет более 60%. Премьеры планируем показать до конца 2020 года: в октябре – монооперу Григория Фрида «Анна Франк», в ноябре – балет Адольфа Адана «Корсар», в декабре – оперу Евгения Брусиловского «Кыз-Жибек».

 

– Не могу представить репетицию артистов балета или хора в масках!

– В самом начале артисты балета, а они первыми вышли на работу сразу после послаблений карантинных мер, работали и в масках, и в перчатках, и это несмотря на дистанцию в два метра. Артисты посещали только класс-урок, это от 60 до 90 минут. Предоставить зал для полноценных репетиций было невозможно, так как групп много, всем нужно репетировать, да и время на кварцевание и дезинфекционную обработку зала необходимо выделять. Для профессиональных артистов балета такой «щадящий режим» может привести к потере профессиональной формы. Ведь в обычное время у артистов нагрузка до семи-восьми часов в день – утром класс, потом репетиции, а вечером спектакль. Никогда ни один артист балета не брал отпуск больше 20–25 дней, и даже во время отпуска они приходили в класс для разминки. А тут несколько месяцев затяжного перерыва!

Сейчас работа идет полным ходом, артисты приводят себя в форму, за время карантина многие набрали вес, который сейчас нужно быстрыми темпами сгонять. И музыкантам пришлось нелегко, невозможно было обеспечить им безопасные условия труда.

– Что будет с репертуаром театра?

– Мы разработали репертуарный план первого полугодия с учетом трех уровней деятельности в условиях санитарно-эпидемиологического состояния Алматы. Подходы к формированию текущего репертуара в новых условиях существенно изменились. Предпочтение отдается малым формам, мобильным вариантам спектаклей, а также демонстрации спектаклей в режиме антрепризного показа. В репертуаре театра появятся балетные дивертисменты из спектаклей Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», будут показаны одноактные балеты «Кармен-сюита», «Шопениана», «Открывая Баха». Оперный репертуар будет представлен концертными вариантами опер Доницетти и Россини.

ГАТОБ – репертуарный театр, на сцене которого с четверга по воскресенье еженедельно ставились крупные оперные и балетные полотна из золотого фонда театра, а это около 70 спектаклей! В ближайшее время у театра не будет возможности «перезаряжать» спектакли каждый день.

 

– Такая ситуация типична для театров в других странах?

– В целом, наверное, да. Принципы работы театров везде одинаковые. Вызовы, которые бросила пандемия, оказались тяжелыми для всех. Но ответы, правда, были разными. Мы за время пандемии сдружились со многими зарубежными театрами! В прошлом году ГАТОБ стал полноправным членом нескольких театральных организаций, в том числе Ассоциации музыкальных театров России. Профессиональные советы руководителей театров Российской гильдии помогли в решении многих вопросов: от организации работы в дистанционном режиме до выработки кризис-планов. Все мы обменивались опытом, анализировали деятельность театров, делились своими наработками. Кстати, в России государство многим театрам компенсировало потери! У нас потери составляют до 40 млн тенге в месяц.

 

– Можно сейчас оценить, сколько потребуется времени, чтобы вам полностью встать на ноги, восстановиться всем артистам?

– Однозначно ответить сложно. Мы остановили деятельность на самом взлете, в театре полным ходом шла подготовка премьерных спектаклей. Остановить, а тем более отменить премьеры мы были не в состоянии. Быстро завершить работу над постановками не представляется возможным, так как есть сложности в процедуре госзакупок, многие материалы для декораций и костюмов еще не приобретены. Соответственно, когда поставки будут осуществлены, огромная нагрузка ляжет на наши мастерские, ведь к выпуску готовится сразу три спектакля! Оркестр, возможно, быстро войдет в форму, у инструменталистов была возможность репетировать дома во время карантина. А с солистами оперы, балета и хора все сложнее. Сейчас, когда начались репетиции в театре, многие артисты жалуются на сильное головокружение и тошноту. Усложняет ситуацию еще и то, что в этом году весь профессиональный состав театра должен пройти плановую профессиональную аттестацию. И скидки на карантин не будет! Нужно выйти на сцену и показать свое мастерство.

 

Думаю, что ближайший спектакль «Корсар» станет для нас первым профессиональным испытанием, как и следующая премьера – «Кыз-Жибек». Спектакли мы поставим в любом случае, если нам не разрешат в режиме офлайн, то продемонстрируем их в онлайн-режиме.

 

Материал ЭкспрессК

Автор: Ярослав Разумов

Фотограф: Андрей Халин