Взрослые решения принимаем в детстве: интервью с Азаматом Аскаровым

17.06.2022

 О том, какие трудности приходится преодолевать юным воспитанникам хореографического училища на пути к большой сцене рассказал ведущий солист КазНТОБ им. Абая Азамат Аскаров.

 

25-26 июня балетная труппа возобновляет легендарную постановку Тимура Мынбаева «Фрески», хореография народного артиста Казахской СССР Заурбека Райбаева. Солист балета Азамат Аскаров исполнит партию Ишпака, вождя племени Ишкузов. Накануне этого знаменательного события для культуры Казахстана предлагаем вам прочитать интервью с артистом балета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрослые решения принимаем в детстве:

интервью с Азаматом Аскаровым

 

Каждый воспитанник хореографического училища в определенный период учебы делает важный выбор - пройти весь восьмилетний путь обучения этой прекрасной, но очень сложной профессии или вернуться в простую школу, поступить в обычный колледж. Решение дается непросто - через сомнения, переживания, неуверенность в себе. Но если выбор сделан в пользу профессии, здесь важно не сдаваться и упорно идти к цели.

О том, какие трудности приходится преодолевать юным воспитанникам хореографического училища на пути к большой сцене рассказал ведущий солист КазНТОБ им. Абая Азамат Аскаров.

 

— Добрый день, Азамат. Вы окончили Алматинское хореографическое училище им. А.В.Селезнева, куда дети поступают в возрасте 9-10 лет. Обучение артистов балета - физически и психологически сложный процесс. Вы преодолели все трудности и достигли цели. Ваше обучение полностью прошло офлайн, по традиционной методике - с педагогом в балетном зале. К испытаниям современных учащихся с марта 2020 года прибавились карантинные ограничения, связанные с пандемией COVID-19. Обучение перешло в онлайн. Как такой формат отразился на юных воспитанниках училища?

— Я против онлайн-уроков. Для чего ученику в хореографическом училище нужен педагог? Он занимается постановкой корпуса, позиций ног, рук. Для этого педагогу необходимы контактные занятия с учеником, чтобы буквально вручную развернуть тот или иной сустав, поправить позиции рук, ног, задать правильный поворот головы и многое другое. А по видеосвязи это объяснить невозможно.

Моя мама, Акмарал Ильясова - педагог классического и народно-сценического танца в Алматинском хореографическом училище имени А.В.Селезнева. Я видел, как она занималась в период карантина. Были дети из малообеспеченных семей, у которых дома не было места для нормальных занятий. Кто-то занимался в куртках, потому что в комнате было холодно. Конечно, онлайн-уроки были вынужденной мерой. Но мне кажется, за это время уровень обучения сильно упал. Дети теряют желание заниматься балетом. Они могут легко обмануть на уроках: сказать, что проблемы с подключением интернета или видеокамера не работает. До пандемии такое отлынивание было невозможно. Педагог наблюдал за каждым учеником в балетном классе, делал замечания.

 

— За четыре года учебы в стандартном бакалавриате у определенной доли выпускников вузов появляются признаки эмоционального выгорания. Зачастую по окончанию учебы они не работают по специальности. Происходит ли такое и с будущими артистами балета, которые с раннего возраста посвящают свою жизнь искусству?

— При поступлении многие из нас не знают, куда идут. Нам ведь в это время всего 9-10 лет. Меня в училище привела мама. Я поступил и начал заниматься. Но начинается переходный возраст – важный период для каждого ребенка. Его сложно переживают в 13-15 лет не только простые ученики школ, но учащиеся хореографического училища. Это связано со спецификой нашего обучения. Заканчиваются средние классы. Мы завершаем изучение общеобразовательных предметов: математики, химии, физики и других. Сдаем государственные экзамены.

После 9 класса общеобразовательной школы начинаются самые важные финальные три года специализированной подготовки будущего артиста балета. Ученик начинает понимать профессию, ее сложность и свои возможности в ней. К этому моменту формируется тело, уже заметны недостатки: кто-то полнеет, кто-то понимает, что не хватает роста. Педагоги видят, кому будет сложно в балете. Они не говорят, что надо уйти, наоборот, пытаются сделать все возможное, чтобы воспитать артиста балета. Но здесь важно желание ученика. Если он будет препятствовать педагогам помочь ему, он не станет артистом.

В этот переходный период ученик принимает сложные решения: уходить в какой-либо колледж или продолжить обучение, куда пойти, кем стать. Это очень тяжелый выбор для подростка, который вложил много физических и эмоциональных сил в учебу.

Я поставил для себя цель окончить обучение и работать в театре. Большую поддержку в этом решении мне оказали мои родители и педагоги.

 

— Значит многие дети, с которыми Вы учились, уходили, понимая, что они не станут артистами балета?

— Нас поступило двадцать пять мальчиков в первом классе, а выпустилось всего девять. За восемь лет многие ушли: кто-то еще в начальных классах, кто-то позже. Учеба занимает все твое время: с восьми утра и до восьми вечера. Домой приходишь, чтобы просто выспаться. И утром все повторяется заново. Этот ритм может выдержать далеко не каждый. Тем более, если понимает, что шансов добиться высот в профессии мало.

 

— Вы сказали, что в балете сложно без физических данных.

— Физические данные - это очень важно. Например, у артиста балета от природы мягкие связки. Он может не делать шпагат каждый день, при этом растяжка сохраняется долго, потому что связки эластичные. Или красивая стопа с высоким подъемом. Если свод высокий, нет необходимости его разрабатывать каждый день. Нужно только работать над его укреплением.

А бывает наоборот: артист с жесткими от природы связками, плохой растяжкой, низким сводом стопы вынужден постоянно разрабатывать данные. Даже короткий отпуск отбрасывает его назад, и все нужно начинать сначала.

Если у артиста балета хорошие физические данные, ему проще. Он знает, на что способен и совершенствует уже технику исполнения или артистическое мастерство.

У меня в принципе данные неплохие. Папа и мама - артисты балета. Поэтому до хореографического училища они отдали меня на спортивную гимнастику. Занимался полтора–два года. Там беспощадно растягивают. Зато когда я пошел в училище, мне было гораздо легче, чем многим одноклассникам.

 

— С 2010 года Вы – ведущий солист КазНТОБ им. Абая. За десять лет больше или меньше становится желающих прийти на службу в театр среди выпускников хореографического училища?

— До появления театра «Астана Опера» у нас был большой коллектив, все выпускники устраивались на работу в наш театр, колыбель казахстанского балета. Была высокая конкуренция.

Однако сформировалась новая балетная труппа театра «Астана Опера». Конечно, мы рады, что построили такой театр, создали прекрасные условия для работы. Но в результате большая часть коллектива нашего театра и многие выпускники хореографического училища уехали в столицу. К нам стало приходить меньше молодежи.

Сейчас в нашей балетной труппе достаточно кадров. За последние два года пришли хорошие и сильные ребята. Мы постепенно преодолеваем этот сложный период. А для меня лично наш театр всегда будет номер один в Казахстане.

 

— Часто люди, рожденные в творческой семье, связывают свою жизнь с искусством. У Вас с супругой Асель Аскаровой, ведущей балериной КазНТОБ им. Абая, двое детей. Как Вы думаете захотят они продолжить балетную династию?

— Да, мы думаем об этом, потому что дочка говорит, что хочет быть балериной. Для нее ведь это пока просто красиво. Другую сторону профессии она еще не видит: как это сложно и больно. Но, если у нее будет желание и способности, мы, конечно, поддержим. Я, правда, в ней вижу олимпийскую чемпионку (смеется).

 

— Какой совет Вы дадите совсем юным артистам балета, которые делают свои первые шаги на сцене в такой нелегкий период карантинных ограничений?

— Самое главное - нужно усердно и целеустремленно работать. Самый главный враг - лень. Победить ее очень сложно, тем более, когда знаешь, какие нагрузки тебя ждут. Но, если ты преодолеваешь себя, набираешь профессиональную форму, то обязательно добьешься хороших результатов.

 

Мария Матрунина, Асель Мусинова

Фотографии предоставили: Максим Кравец, Владимир Акуленко