БАЯДЕРКА

Балет в 3-х действиях

Л. Минкус Либретто М.Петипа и С.Худекова

Постановка М.Петипа

Редакция В.Пономарева и В.Чабукиани

 

Действующие лица:

Дугманта, раджа

Гамзатти, его дочь

Солор, воин

Никия, баядерка

Золотой божок

Великий брамин

Магедавея, факир

Толорагва, воин

Факиры, юноши, приближенные раджи, девушки, приближенныe Гамзатти, невольницы, брамины, слуги, воины, баядерки, странники, музыканты, охотники

Балет Л. Минкуса «Баядерка», поставленный М. Петипа в 1877 году на сцене Петербургского Большого театра, представляет собою знаменательное явление русской хореографической культуры. Этот спектакль подытожил находки и завоевания мирового балетного театра, стал этапным для целого периода в истории балета. Здесь драматургия обрела совершенные формы поэтического претворения в танце, прежде всего в таких шедеврах как монолог героини – «Танец со змеей» – и развернутая композиция «Тени».

Вот уже более ста лет «Баядерка» украшает репертуар петербургской сцены. Спектакль неоднократно ставился и в других городах нашей страны и за рубежом. Тем не менее «Баядерка» – может быть, в еще большей степени чем «Спящая красавица» М. Петипа и «Шопениана» М. Фокина – остается типично «петербургским» балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, сдержанного в своих проявлениях, но тем не менее напряженного и отчетливого драматизма.

Тема самоотверженной и всепоглощающей любви баядерки, любви – как высшем смысле жизни, принадлежит к популярным темам музыкального театра ХIХ века. Литературными источниками ее служат драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гете «Бог и баядерка». Эти поэтические произведения стали основой целого ряда спектаклей, в создании которых участвовали известнейшие драматурги – Э. Скриб, Т. Готье и крупнейшие хореографы – Ш. Дидло, Ф. Тальони, М. Петипа.

Либретто «Баядерки», написанное М. Петипа и С. Худековым, сочетает в себе сюжетные ходы мелодрамы и драматургические приемы романтического балета. Музыка принадлежит к лучшему из созданного плодовитым композитором М. Минкусом; своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствовала созданию яркого зрелищного спектакли. Но ценность балета «Баядерка» и высокая мера его художественности, не оспоренная последующим сотворчеством Петипа с Чайковским и Глазуновым, определяется уровнем хореографии и рожденными ею поэтическими откровениями. «Баядерка» – своего рода энциклопедия накопленного в сфере симфонических форм танца, возникших и развивавшихся на основе музыки служебно-театральной, прикладной, отнюдь не симфонической. Таким образом, этот балет Петипа готовил вершинные достижения балетного театра ХIХ века – такие как «Спящая красавица», – в которых масштабность композиторского замысла, воплощенного симфоническими средствами, получила возможность осуществиться в близких формах «симфонического» же танца.

Интересно сопоставить сценические судьбы двух спектаклей: счастливую – у «Баядерки» – и трудную –– у «Лебединого озера». Значимость постановки «Баядерки» как события художественного выявляется тогда особенно наглядно.

К моменту постановки «Баядерки» Чайковский уже написал свой первый балет – «Лебединое озеро» (1876). Однако балетный театр не сразу осознал принципиальную новизну партитуры и не сразу нашел пути сценической реализации этой музыки. Первая постановка «Лебединого озера», осуществленная В. Рейзингером на сцене московского Большого театра (1877), удачей не стала. Провал балета, ставшего впоследствии одним из самых любимых и репертуарных, объяснялся в первую очередь тем, что поэтическое существо музыки не было понято и, само собою разумеется, не могло быть воплощено в танце.

Между тем балетный театр уже располагал такими возможностями создавать обобщенно-образную поэтическую систему средствами танца – «Баядерка» была тому подтверждением. И хотя премьеру «Лебединого озера» Рейзингера (20 февраля 1877 года) отделял от премьеры «Баядерки» (23 января того же года) срок небольшой – эти спектакли разделяла пропасть в художественном отношении. Как это ни парадоксально, хореография Петипа в «Баядерке» выявила те возможности психологически насыщенного, структурно организованного танца, которые спустя 17 лет помогут Л. Иванову найти свой поэтический образ «грустящих лебедей». И действительно, сцена «Теней» в «»Баядерке» и «Лебединая картина» до сих пор остаются непревзойденными шедеврами по тонкости психологического проникновения в образ и богатству открываемого внутреннего мира. В известном смысле «Баядерку» Петипа можно считать предтечей хореографических откровений Л. Иванова в «Лебедином озере».

По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию – в большей даже мере, чем второй акт «Жизели» – прообразом будущего «симфонического» балета – открытия ХХ века, столь талантливо реализованного Дж. Баланчиным.

Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, – в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую, танцевальных характеристик.

Совершенство композиционного построения «Теней», богатство и разнообразие танцевальных образов сочетались с остродраматической мыслью о несовпадении желаемого и реальности. При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века – тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости.

Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» – всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное – сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов.

Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры – не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков. Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее.

Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового – и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли.

В партии Никии крупнейшие русские балерины А. Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли.

В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер.

В 1941 году на сцене Театра имени С.М. Кирова была осуществлена новая редакция балета. В. Пономарев и В. Чабукиани задались целью приблизить спектакль к требованиям времени, избавив его от явных архаизмов и длиннот. Лучшее из хореографии Петипа было тщательно воссоздано Пономаревым, часть танцев была заново сочинена Чабукиани.

Чабукиани поставил дуэт Никии и Солора в 1-ой картине и хореографию партии солистов в па д'аксьон 3-й картины (за исключением вариации Гамзатти, предложенной Пономаревым), сочинил в «Тенях», ориентируясь на себя как на исполнителя, бравурный выход Солора и его вариацию. Танец Золотого божка (3-я картина) сочинил для себя Н. Зубковский.

В. Пономарев и В. Чабукиани завершали спектакль «Тенями», отказавшись от финального четвертого акта. В нем на свадьбе Солора с Гамзатти, соединению которых мешала тень Никии, осуществлялось возмездие богов за то, что Солор нарушил данную баядерке клятву в верной любви. Дворец разрушался, погребая под обломками участников свадебного празднества. Утрата четвертого акта с трио Солора, Гамзатти и Никии-тени вызывала немало возражений. Тем не менее, произведенные изменения имели свою логику, а предложенная версия, как показало время, подтвердила свою жизнеспособность.

Спектакль, отпраздновавший свой более чем вековой юбилей, и сегодня притягивает, впечатляет, искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей – любимых и зрителями, и самими исполнителями. Аркадий Соколов-Каминский