ФРЕСКИ

Тимур Мынбаев

«Фрески»

балет в 2-х частях

хореография и либретто Заурбека Райбаева

по мотивам поэмы Олжаса Сулейменова «Глиняная книга»

 

 

Действующие лица:

Шамхат, жрица храма Ишторе

Ишпака, вождь племени Ишкузов

Косог

Невеста Косога

Безымянный

Хор-Ахте, старейшина

Кене-Сары

Кентавр

Лошадка

Каган племени Кыр-кузов

 

Симфонический оркестр, балет и хор КНТОБ им.Абая

 

 

Балетмейстер-постановщик - Заурбек Райбаев, Народный артист РК

Художник-постановщик - Евгений Сидоркинзаслуженный деятель искусств Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахской ССР им. Чокана Валиханова, народный художник Казахской ССР

 

Главный дирижер – Ерболат Ахмедьяров, заслуженный деятель РК

Художественный руководитель возобновления спектакля – Гульжан Туткибаева, народная артистка РК

Художник возобновления - Вячеслав Окунев, народный художник РФ, лауреат Государственных премий

Главный хормейстер – Алия Темирбекова

История

Балет Тимура Мынбаева в хореографии Заурбека Райбаева и сценографии Евгения Сидоркина «Фрески» в 80-х годах ХХ века – буквально взорвал культурное сообщество всего постсоветского пространства, сломал все театральные устои, сокрушил представления большинства меломанов о том, каким может быть современный балет.

Премьерный спектакль состоялся 9 июля 1981 года в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета, где среди восьми гастрольных балетных постановок КНТОБ им. Абая, критики отметили «Фрески». Главные партии исполнили: Рамазан Бапов (вождь племени Ишпака), Майра Кадырова (Шамхат, жрица храма), Александр Медведев (Кентавр), Эдуард Мальбеков (Старейшина), Дюсембек Накипова (Косог), Людмила Ли (Невеста).

 

В основу сюжета положена поэма Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», в поэтическом изложении, повествующая о далёких исторических событиях, дошедших до нашего времени в виде легенд и сказаний. В либретто, написанном самим балетмейстером, представлена история, жизнь, быт древних скифов, населявших территорию Казахстана в IV-VI веках.

 

Сюжет сценического действия представляют девять оживших фресок, выдержанных в манере скифского тератологического стиля. Каждая фреска имеет свое название и поэтический эпиграф, создающий эмоциональный настрой и выражающий самую суть воплощаемых событий. Прием картинного решения послужил воплощением мозаичного типа драматургии, где целое складывается из частного.

 

Хореография «Фресок» яркая, образная, напичкана новейшими средствами пластической лексики, где обновленные формы классического танца, сплетенные с элементами казахской хореографии, соединяются с экспрессивной пантомимой, элементами спорта и акробатики.

 

Органичный сплав музыки, сценария, сценографии, хореографии ставит балет «Фрескам» в один ряд с лучшими образцами мировой хореографии.

 

В последний раз балет «Фрески» прошел на сцене КНТОБ в 2008 году.

 

КНТОБ, решая вопросы сохранения и пропаганды национальной культуры, в 2022 году восстановил шедевр национальной хореографии балет Тимура Мынбаева, в хореографии Заурбека Райбаева, сценографии Евгения Сидоркина.