КОППЕЛИЯ

Лео Делиб

"Коппелия"

балет в 2-х действиях

либретто Ш. Нюиттера и А. Сен-Леона

по мотивам новелл Э.Т.А. Гофмана

хореография М. Петипа и Г. Туткибаевой

 

Продолжительность спектакля: 1 час 45 минут |  Количество антрактов: 1  |    

Возрастная категория: 5+

 

Действующие лица:

Сванильда

Франц

Коппелиус

Коппелия, кукла

Подруги Сванильды

Друзья Франца

Бургомистр

 

Вариации:

Утро

День

 

Мазурка

Чардаш

 

Симфонический оркестр и балетная труппа театра

 

Постановочная команда:

Дирижер-постановщик - Ерболат Ахмедьяров

Балетместер-постановщик - Гульжан Туткибаева, Народная артистка РК

Художник-постановщик - Вячеслав Окунев, Народный художник России, Лауреат государственных премий

История

премьера спектакля в КГАТОБ им.Абая состоялась 20, 21 мая 2017 года

 

"Коппелия, или Девушка с голубыми глазами" - балет на музыку французского композитор Лео Делиба относится к редкому на балетной сцене жанру комического спектакля.

"Коппелия" - признанный эталон классического балета, который входит в репертуар практически всех прославленных театров и балетных трупп.

 

Сегодня, первоначальная хореография балета почти забыта, а балет продолжает жить, обретая новые краски и новые прочтения. Причина тому - замечательная музыка Лео Делиба, которая вывела балетный театр на новый путь. Музыка перестала быт "служанкой хореографии", превратившись в равноправный компонент спектакля. Искусством автора восхищался П.И.Чайковский. "Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое, гармоническое" - писал великий русский композитор.

 

Балет "Коппелия" стал рубежным в творчестве композитор. Он начала работать над ним в 1869 году. В этом балете композитор умело использует лейтмотивы, характеризующие главных действующих лиц, что способствует драматургическому единству. Музыка балета поэтична, эмоционально выразительна, образна и пластична. В ней четко противопоставлены мир живых человеческих чувств и мир бездушных механизмов-кукл.

 

В отдельных танцах (польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская жига и др.) композитор использует особенности национального фольклора. Наиболее ярко обрисован композитором образ Сванильды, капризной, шаловливой, задумчивой, нежной. Вальс Сванильды из 1 акта - самый известный номер балета, часто исполняемый на концертной сцене в вокальном варианте.

 

В этом балете интересные классические и характерные танцы. А также своеобразная пантомима.

 

Главная сюжетная линия этого комического балета, как ни странно, взята из совершенно невеселых новелл Гофмана, преимущественно - из "Песочного человека".

У Гофмана любовные увлечения юноши куклой заканчивается трагически - а в балете - счастливым финалом.

 

"Коппелия" увидела свет рампы в 1870г. в Парижской опере. Ее создателем стал Артур Сен-Леон - хореограф, а также танцовщик-виртуоз, знаток танцевального фольклора, композитор и скрипач. Его предметный интерес к "танцам народов мира" и обусловил появление в музыкальной партитуре такого богатого "набора" мелодий, основанных на танцевальном фольклоре.

 

До конца IXI века балет был поставлен в Нью-Йорке, Лондона, Брюсселе, Милане, Копенгагене, Мюнхене, Москве, Петербурге. XX и XXI века также отдали дань этому балету, предлагая, иногда, современные прочтения с трагической развязкой.

 

Балет "Коппелия" был поставлен в ГАТОБ им.Абая в 1937 году балетмейстером Юрием Ковалёвым. И спустя 80 лет, 20 мая 2017 года "Коппелия" вновь стала прекрасным украшением репертуара. В постановке Гульжан Туткибаевой балет приобрел новые краски, соединив в себе классическую и неоклассическую хореографию.