КЫЗ ЖИБЕК

Евгений Брусиловский

либретто Габита Мусрепова

по мотивам одноименной казахской народной поэмы

 

"Қыз Жібек"

 

Опера в 4-х действиях

Спектакль идет с тремя антрактами.

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Возрастная категория: 10+

Опера исполняется на казахском языке, в сопровождении синхронных титров на русском и английском языках

 

Действующие лица:

Жибек (сопрано)

Толеген, жених Жибек (тенор)

Бекежан, соперник Толегена (баритон)

Шеге, певец-акын (тенор)

Карлыгаш, сестра Толегена (меццо-сопрано)

Камка, мать Толегена (меццо-сопрано)

Сансызбай, брат Толегена (баритон)

Базарбай-хан, отец Толегена (бас)

Дурия, подруга Жибек (сопрано)

Батсай, невестка Жибек (сопрано)

Алтыбас, жигит Бекежана (тенор)

Аткальтр, жигит (баритон)

 

Джигиты, старики, женщины, народ

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая

 

Постановочная команда:

Дирижер – постановщик – Канат Омаров

Режиссер-постановщик – Михаил Панджавидзе (Россия)

Хореографы – постановщики – Гульжан Туткибаева, народная артистка РК, Айгуль Тати, заслуженный деятель РК

Художники- постановщики – Павел Драгунов, заслуженный деятель РК; Софья Тасмагамбетова, заслуженный деятел РК

Художник по видео – Ербол Бисенов

Художник по свету – Сергей Шевченко (Россия)

Музыкальный руководитель – Базаргали Жаманбаев, народный артист РК, профессор

История

премьера спектакля в КазНАТОБ им.Абая состоялась 26, 27 декабря 2020 года

 

«Какую бы музыку я не создавал – она получалась казахской…», – так сказал композитор Евгений Григорьевич Брусиловский. Его творчество, неразрывно связанное с развитием казахского национального оперного искусства, профессиональной музыкальной культуры республики, вызывает неподдельное чувство восхищения.

Музыка оперы «Кыз-Жибек» целиком построена на фольклорном материале. В неё вошли более пятидесяти кюев и песен, являющие в себе лучшие образцы народной музыки и поэзии.

 

Для характеристики действующих лиц композитор использовал различные по тематике, жанру и характеру образцы вокальной и инструментальной музыки органично отражающие внутреннюю сущность персонажей. Так, главная героиня Жибек имеет свой песенный круг, обрисовывающий её различные психологические состояния. Это – восторженно-ликующий «Гәкку», нежная «Толқыма» и трагическая «Дүние-ай», решительная «Раушан», авторами которых являются народные композиторы Ыбырай Сандыбаев, Айтбай Габбасов, Мухит Мералиев и другие. В качестве музыкальной характеристики Тулегена использованы песни «Қос барабан», «Алқарай көк» «Қаракөз» , подчеркивающие черты идеальной возвышенности героя, стремление к счатью, не желание замыкатца в рамках традиций. Песни-лейттемы Бекежана подчеркивают гордость, силу, отчаянную удаль и одновременно его злой умысел. Это песни «Аққұм», «Жиырма бес», «Көкжендет», «Мәди» и «Сарымойын». Важную часть музыки в опере составили кюи. В опере «Кыз Жибек» из двенадцати кюйев восемь звучат без участия солистов и хора, только в оркестре, в качестве сопровождения танцевальных сцен. Например, кюй «Айжан қыз» претворён в танцах подруг Жибек, а энергичный танец джигитов основан на кюйе «Тепең көк». В сцене сна Жибек звучат кюи «Шалқыма» и «Бес төре».

 

Художественная ценность и историческая значимость казахской оперы определяются и ее органической связью с национальной классической литературой. В основу либретто оперы «Кыз-Жибек» – писателем Габитом Мусреповым положена одна из самых поэтических народных легенд о прекрасной Жибек и благородном Тулегене, чьи светлые образы хранятся в народной памяти, как символы любви и верности.

 

Классик казахской литературы Габит Мусрепов внёс значительный вклад во все области духовной сферы – в драматический и музыкальный театр, а также в киноискусство. Особенно плодотворно работал Габит Мусрепов в жанре национальной оперы. Воспринимая ее как высшее достижение общечеловеческой цивилизации, остро ощущая специфику жанра, оценивая его богатейшие выразительные ресурсы, Мусрепов на протяжении всей творческой деятельности писал либретто для казахских опер.

Лирико-эпическая опера «Кыз-Жибек» - первая казахская опера, составляющая золотой фонд национального музыкального искусства. И можно сказать – плод коллективного творчества, так как в создании приняли активное участие первые исполнители, делившиеся с композитором народным музыкальным материалом. Её премьера состоялась 7 ноября 1934 года в Алма-Ате, а 17 мая 1936 года опера прозвучала в Москве на сцене Большого театра, впервые представив молодой театр за пределами республики. Это событие было отмечено, как яркий праздник в истории музыкальной культуры. Выдающейся исполнительницей главной героини оперы была Куляш Байсеитова, удостоенная за эту роль высокого звания Народной артистки СССР. Благодаря таланту Куляш лирико-драматическая опера поэма о трагической судьбе красавицы Жибек наполнилась жизненной правдой и глубоким внутренним содержанием. «Гәкку» навсегда осталась её лебединой песней. Поэма «Кыз-Жибек» является одним из лучших произведений в казахском эпосе и включена в мировое культурное наследие. Романтический эпос, разворачивающийся в начале XVI века, записан в XIX веке и впервые издан в Казани в 1894 году в варианте, подготовленном казахским этнографом и поэтом Жусипбеком Шайхисламулы. В 1988 году поэма была переведена на русский язык Бахытжаном Канапьяновым.

 

2008 год был объявлен ЮНЕСКО годом 500-летнего юбилея эпоса. А в 2009 году в рамках юбилея эпоса, опера в концертном исполнении была представлена в Турции по линии ТЮРКСОЙ в городах Стамбул и Мерсин. Главные партии исполнили солисты оперы нашего театра.

 

Опера претерпела ряд постановок. В 1984 году состоялась премьера «Кыз-Жибек» в постановке народного артиста Казахстана Байгали Досымжанова. В ней во всей красе раскрылись певческий талант и сценическое обаяние студентки 4-го курса алматинской консерватории Нуржамал Усенбаевой, исполнившей партию Жибек. А в 2006 году уже народная артистка Республик Казахстан и Татарстан Нуржамал Усенбаева блистала в партии Жибек в постановке народного артиста Республики Казахстан Гафиза Есимова.

 

В конце 2020 года опера «Кыз-Жибек» обрела новое рождение, заиграла новыми красками благодаря интересным, неординарным решениям и находкам в режиссуре и сценографии постановщиков в лице режиссёра - Михаила Панджавидзе (Россия, Москва), дирижера – Каната Омарова, художникам – Софьи Тасмагамбетовой и Павлу Драгунову, хореографам – Гульжан Туткибаевой и Айгуль Тати. И мы надеемся, что новое, соответствующее духу времени, прочтение оперы займёт в сердцах зрителей своё место.