АИДА

Джузеппе Верди

Либретто Антонио Гисланцони по сценарию египтолога Франсуа Огюста Фердинана Мариетта

написана по заказу египетского хедива Исмаила-паши для Каирского оперного театра

"АИДА"

 

Опера в 4-х действиях

Спектакль идет с тремя антрактами.

Продолжительность: 3 часа 30 минут

Возрастная категория: 10+

Опера исполняется на итальянском языке, в сопровождении синхронных титров на казахском и русском языках

 

 

Действующие лица:

Фараон, египетский царь (бас)

Рамфис, верховный жрец (бас)

Радамес, молодой начальник дворцовой стражи (тенор)

Амне́рис, дочь фараона (меццо-сопрано)

Аида, эфиопская рабыня (сопрано)

Амона́сро, эфиопский царь, отец Аиды (баритон)

Гонец (тенор)

Жрица (сопрано)

 

Жрецы, жрицы, придворные, солдаты, слуги, рабы и пленные эфиопы, египетский народ

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая

 

 

 

Постановочная команда:

Дирижер – постановщик - Ерболат Ахмедьяров, заслуженный деятель РК, главный дирижер КазНТОБ им.Абая

Режиссер постановщик - Ляйлим Имангазина, заслуженный деятель РК

Художник – постановщик – Вячеслав Окунев, народный художник РФ, лауреат Государственных премий (г. Санкт-Петербург)

Художник-мультимедиа - Виктория Злотникова (Россия)

Хореограф - Минтай Тлеубаев, заслуженный артист Казахской ССР

Главный хормейстер - Алия Темирбекова

Художественный руководитель балетной труппы – Гульжан Туткибаева, народная артистка РК

История

Джузеппе Верди величайший из композиторов. Удивительное провидение выбрало его, стать символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем сегодня.

 

Его произведения, ставшие вершиной не только итальянской, но и всей мировой оперы, дышат искренностью и вдохновением, они вошли в сокровищницу мирового оперного искусства. Спустя столетия, именно оперы Верди, являются самыми популярными и наиболее исполняемыми на сценах лучших музыкальных театров.

 

Композитором были созданы двадцать шесть опер и один реквием. Лучшими произведениями являются «Бал-маскарад», «Трубадур», «Риголетто» и «Травиата». Однако, по мнению критиков и знатоков, вершина творчества Верди — это его последние оперы «Отелло», «Аида» и «Фальстаф». Оперу «Аида» можно по праву назвать одной из лучших в истории музыки. Все в ней прекрасно: колоритная музыка, яркие образы и необычный сюжет, основанный на реальных исторических событиях, что придает ему особую остроту. Создание «Аиды» связано с предложением со стороны египетского правительства написать оперу для нового оперного театра в Каире в ознаменование открытия Суэцкого канала. Автором сценария был известный египтолог Франсуа Огюст Фердинанд Мариетт, взявший за основу сюжета легенду, которую прочёл, расшифровав древний папирус, найденный в одной из гробниц. Она рассказывала о длительной борьбе фараонов против Нубии (Эфиопии). Друг Мариетта Камилл дю Локль написал прозаичное изложение сюжета, а поэт Антонио Гисланцони –итальянское либретто в стихах. Верди активно участвовал в создании либретто, сам дал предельно детальные предписания касательно поворотов сюжета и даже написал некоторые стихотворные строки. Именно он привнес тему верности родине и конфликт между долгом и чувством (Радамес, Аида), так же как и идею осуждения завоевательных войн и вражды между народами.

 

Работа над оперой продолжалась два года. Что касается музыки, то она была написана за четыре месяца.

 

Премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире.

 

С тех пор бессмертное творение Верди украшает репертуар всех ведущих оперных театров мира, вызывая неизменный восторг публики.

 

На сцене Казахского национального театра оперы и балета имени Абая опера «Аида» была представлена в постановке заслуженного деятеля искусств РСФСР Бориса Рябикина (1970 г.) и народного артиста Узбекистана и Азербайджана Фирудина Сафарова (2001 г.). Сценография заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, народного художника Казахстана Гульфайрус Исмаиловой.