В сцене, когда Абылай-хан, совершивший вооруженный поход, въезжает на белом коне, задействованы обученные цирковые лошади. По сюжету, вернувшись на родину, его войско начало рассматривать завоеванные трофеи. В числе главного из них оказалась девушка-пленница невероятной красоты. Многие джигиты изъявили желание жениться на ней, но Абылай-хан позволил невольнице самой осуществить выбор. По ее желанию, на самой высокой горе «Окжетпес», в переводе «Куда не долетит стрела», привязали платок, и тот, чья стрела достигнет платка, будет удостоен ее руки и сердца.
Этот эпизод напоминает орлицу при выборе избранника. Вспорхнув ввысь, с неимоверной высоты она кидает веточку, которую орел должен узреть и успеть подхватить на лету, продемонстрировав свою сноровку. Эпизод этот взят у природы, как и сама скала Жумбактас. С северо-западного залива гора-загадка напоминает очертание прекрасной девушки, возвышающееся над водой. Именно об этой скале-загадке и эпическая опера-поэма.
По мнению художника-постановщика Есенгельды Туякова, сюжет «Жұмбақ қыз» в чем-то схож с оперой «Аида», где обе главные героини – пленницы, но с разными судьбами. Прикосновение к жизни дикой природы позволяет скинуть всю тяжесть современного ритма, осознавая, что человек – не хозяин, а лишь микрочастица живой природы.
«Для меня это был принципиальный вопрос: сделать красивую сценографию. Руководствовался я чувствами, опираясь на музыку, работал день и ночь, пока не нашел решение, потому как пространство оперного искусства – особенное, где происходит взаимодействие всех творческих групп, цехов. Художником по костюмам является мой сын, мы часто спорили, как сделать оперу лучше и зрелищней. Здесь важна цветовая гамма, форма, мне даже представилось, что действия могли бы происходить в подводном мире, так как изначально земля была заполнена водой, а когда вода стала уходить, на поверхности воды появились скалы, камни»Есенгельды Туяков, художник-постановщик«В опере заложен национальный дух. Этот прекрасный край, воспетый Сейфуллиным, – родина наших выдающихся художников-первооткрывателей. Дирижеру Нуржану Байбусинову пришлось создавать новую музыкальную трактовку. В сцену были включены реальные бои, балетно-танцевальные инсценировки, отражающие колорит того времени, поднимающие патриотический дух молодого поколения. Думается, что после просмотра такого спектакля зрители иначе будут смотреть на сакральные места Казахстана, рассказанные языком оперы»Директор театра Нурбахыт БокебаевПо словам директора театра, впервые «Жұмбақ қыз» была представлена Курмамбеком Джандарбековым в 1971 году. Но советская идеология не поддерживала направления исторического характера, и спустя некоторое время опера была снята с театральных афиш. Главный дирижер театра Нуржан Байбусинов впервые соприкоснулся с творчеством Сыдыка Мухамеджанова и был глубоко поражен его удивительным профессионализмом.
«Писал композитор масштабно, разносторонне, комфортно для вокала. В опере прозвучала замечательная симфония С. Мухамеджанова «Буря». Опера изменилась, стала масштабной и современной, которую, думаю, по достоинству оценят и коллеги, и зрители»Нуржан Байбусинов, главный дирижер театраПо мнению молодого хореографа Алии Молдахметовой, интересно было показать в опере дуальность этого и потустороннего мира:
«Языком пластики и хореографии мы с коллегами максимально постарались это выразить. Получилось необычно и очень красиво. С каждой репетицией и выступлением в оперной картине все ярче выражается палитра образов»Алия Молдахметова«Это был большой коллективный труд, где все мы помогали друг другу. Большой творческий процесс. В этой опере шесть танцев. Интересным и сложным было то, чтобы все хореографические номера гармонично переплетались в танцевально-сценическом симбиозе. Совместными усилиями получилась одна линия, одна волна»Хореограф Руслан КадыровВесь театральный коллектив наглядно трактует, как девушка-загадка перевоплощается в загадочный камень. Как в красивейших местах Казахстана много веков назад образовались сакральные места, такие как Жумбактас, Окжетпес. Как оказалось, загадки природы имеют свое объяснение, если только глубже взглянуть на их происхождение. И единственной аксиомой, не требующей доказательств, является то, что природа – великий художник…
Айгуль БЕЙСЕНОВА