Опера Сыдыка Мухамеджанова «Жұмбақ қыз» спустя полвека вернулась на сцену КазНТОБ имени Абая

07.11.2023

В переводе с казахского название оперы означает «Девушка-загадка».

В основу сюжета вплетена легенда о загадочной скале Жумбактас, расположенной в центре Бурабая на озере Аулиеколь. История эта была воспета Сакеном Сейфуллиным в поэме «Кокшетау», которая легла в основу либретто оперы Сыдыка Мухамеджанова «Жұмбақ қыз». При создании либретто Сыдык Мухамеджанов и известный писатель, поэт и драматург Софы Сматаев стремились использовать ведущие мотивы лиро-эпического сказания о трогательной жертвенной любви красавицы Назик и казахского батыра Адака.

Впервые опера была поставлена на сцене ГАТОБ имени Абая в 1971 году, открыв новую страницу в истории музыкальной культуры Казахстана. Постановщиком был один из основоположников алматинского Театра оперы и балета Курманбек Джандарбеков, художником – Гульфайрус Исмаилова.

Вторую постановку «Жұмбақ қыз» осуществили режиссер Асхат Маемиров, дирижер Нуржан Байбусинов, художник Есенгельды Туяков.

Заслуженный деятель искусств РК Есенгельды Туяков более сорока лет служил главным художником Казахского театра драмы имени Мухтара Ауэзова. Над постановкой оперы «Жұмбақ қыз» он работал в творческом тандеме со своим сыном Ерланом, художником по костюмам. Ерлан достоверно разработал эскизы костюмов персонажей, при том что действующих лиц в спектакле около двухсот. Среди них представлены выдающиеся исторические личности – Абылай хан (и это несмотря на жесткую цензуру в советскую эпоху, в которую творил композитор) и сам Сакен Сейфуллин, автор поэмы «Кокшетау». Спектакль поражает зрителя аудиально и визуально. Последнее благодаря красивым историческим костюмам и внушительному антуражу, видеоряду с прекрасными пейзажами Бурабая и полыхающей от вражеского нападения степи, героическим сражениям и трагическим сценам пленения народа, победам и тоям с танцами, настоящим лошадям и воздушным гимнастам. По словам Есенгельды Туякова, он очень рад тому, что ему доверили поставить большую казахскую оперу на сцене КазНТОБ имени Абая.

– Существует устойчивое мнение, что в Казахстане нет такого художника, который может поставить оперу. Обычно приглашают итальянских или российских художников, поэтому для меня было принципиально важно поставить красивую оперу, сделать красивую сценографию. Все что у меня есть – опыт, чувства – я применил. Как и в музыке, в изобразительном искусстве есть свои ноты и тональности. Это та же музыка, переданная живописью и сценографией.

Как выразился художник, он включил свой «намыс» – это слово точно передает чувства казахов, когда речь идет о чести.

Если этого не сделаю, то вся моя жизнь ничего не стоит, а я поставил более 500 спектаклей, – говорит Есенгельды Туяков. – Эскизы я разрабатывал днями и ночами, пока не нашел решения. Пространство оперной сцены – особое, взаимодействие всех творческих групп – это очень сложно, гораздо сложнее, чем в драматических произведениях. Там можно поставить стулья и ограничиться минимализмом. В опере не так, она требует зрелища, потрясающего зрелища: цветовую гамму, форму, когда меняются картины.

Чтобы сделать спектакль зрелищным и динамичным, его насытили режиссерскими решениями, танцами, батальными сценами. Для постановки сценических боев и трюков пригласили профессионала из каскадерской группы Nomad Stunts Каната Кудиярова. На сцене появляются лошади – темная и белая, на которых выезжают герои и даже поют, что еще больше усложняет задачу для вокалистов, но они с ней прекрасно справляются. Лошадей тоже предоставила Nomad Stunts, а также воздушных гимнастов, взмывающих над сценой в финале спектакля. Каскадеры Малика и Толеген, паря в воздухе, символизируют воссоединившиеся души погибших влюбленных – Назик и Адака.

Статья опубликована в №133 от 07.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Драма со спецэффектами»

Источник vecher.kz