Спустя 30 лет сын хореографа Минтая ТЛЕУБАЕВА вернулся из Японии на родину, чтобы воплотить мечту отца.

05.12.2023

Маленькие зрители южной столицы получили сказочный балет “Алдар Косе”. Впрочем, взрослые тоже в восторге. Кстати, Майлен ТЛЕУБАЕВ, поставивший этот спектакль, продолжает дело отца, очень любившего именно детскую аудиторию. По традиции считается, что знакомство с балетом начинается с “Щелкунчика”, в крайнем случае с “Лебединого озера”, но это длинные и сложные постановки, которые трудно понять и просто высидеть юным зрителям. Что происходит в “Алдаре Косе”, ясно даже без чтения либретто: богач хочет взять в жены красавицу, даже похищает ее, но возлюбленный спасает девушку. А помогает ему знаменитый безбородый обманщик.

Хореография насыщена пантомимой и юмором, артисты сами получают огромное удовольствие, то дурача противного богача с накладным пузом, то пугаясь нечисти, которая атакует жениха. И хореография, и декорации лаконичные, музыка балета яркая и образная. Ну и самое главное - действие умещается в два получасовых акта с антрактом между ними. Несмотря на то что спектакль детский, идти он будет в вечернее время.

-Я сразу предупредил, что балет будет в восточном стиле, - рассказывает Майлен, - тем более что образ Алдара Косе собирательный и присутствует в фольклоре многих центрально­азиатских стран. Балет задумывал еще мой папа вместе с композитором Алмабеком МЕИРБЕКОВЫМ. Он успел написать примерно половину музыки, остальную мы брали из его симфонических произведений. Огромная благодарность оперному театру, дирижеру-постановщику Нуржану БАЙБУСИНОВУ, потому что подбор и адаптация музыки были очень сложной работой. Предложение поставить такой балет поступило мне 3 марта, как раз в мой день рождения. А непосредственно работа над хореографией с нашей балетной труппой заняла около месяца.

- Что вдохновляло вас, где брали национальный колорит для создания спектакля?

- Многое для этого балета я взял из старой книги “Алдар Косе” Константина АЛТАЙСКОГО, выпущенной издательством “Жалын” еще в 1977 году. Ну и можно сказать, что к балету приложил руку Шакен АЙМАНОВ. Он вообще мой кумир, я смотрел много раз все его фильмы, в том числе и картину “Безбородый обманщик”, где он был и режиссером, и исполнял главную роль Алдара Косе.

- Почему ваш папа так любил ставить балеты именно для детей?

- Действительно, у него много балетов для юных зрителей, и в советское время они все время были в репертуаре театра: “Три поросенка”, “Айболит”, “Русская сказка”, “Аксак кулан”. Папа сам был как ребенок. И я не хотел делать что-то сложное, превращать балет в шоу. Мне нравится классический стиль, именно он поможет маленьким зрителям потом лучше воспринимать традиционные балетные спектакли.

Майлен родился в Санкт-Петербурге, но учился в Алматы, и до сих пор для него это город детства, любимой бабушки, которая рассказывала о традициях казахского народа и пыталась обу­чить казахскому языку. Майлен продолжил учебу в Питере, там же женился на японской балерине и 25 лет назад вместе с ней переехал в Токио, где вполне удачно сложилась его профессио­нальная карьера. Танцор 14 лет работал солистом балета в нацио­нальном театре, затем открыл собственную балетную школу. Сейчас он с удовольствием занимается хореографией и с не меньшим удовольствием ставит спектакли. Для танцоров у него есть главный секрет успеха:

- Когда я впервые пришел в театр, то для себя решил, что самое главное - молчать и честно работать, и тогда все у тебя будет. Эти правила прекрасно работают. Не нужно говорить лишних слов, не надо слушать “доброжелателей”, сравнивать кого-то с кем-то, надо просто работать. Очень легко чесать языком, гораздо труднее сделать что-то, тем более свое, оригинальное.

Кстати, больше года назад у Майлена началась работа над постановкой еще одного балета для детей Алматы - он получил предложение поставить “Снежную королеву” с Государственным академическим театром танца, основанным Булатом АЮХАНОВЫМ. Правда, этот спектакль идет медленнее, поскольку работа проходит дистанционно, но скоро публика увидит и этот спектакль. А пока Майлен доволен тем, что вернул на сцену национальный балет, реализовал идею отца и поставил хороший спектакль для маленьких зрителей. А еще понял, что, не успев уехать из города, который считает своей второй родиной, уже скучает по Алматы…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

 

Источник https://time.kz/articles/grim/2023/12/05/kak-dlya-vzroslyh-tolko-luchshe