БОГЕМА

Джакомо Пуччини

 

"БОГЕМА"

 

Опера в 4-х действиях

Либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза

по роману Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы»

 

Действие происходит в Париже около 1830 года.

 

Действующие лица:

Рудольф, поэт (тенор)

Марсель, художник (баритон)

Шонар, музыкант (баритон)

Коллен, философ (бас)

Бенуа, домохозяин (бас)

Альциндор, государственный советник (бас)

Мими, цветочница (сопрано)

Мюзетта, актриса (сопрано)

Парпиньоль, продавец игрушек (тенор)

Таможенный сержант (бас)

 

Студенты, гризетки, продавцы, покупатели, солдаты, прислуга в кафе, дети и другие

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая

 

Опера исполняется на итальянском языке, в сопровождении синхронных титров на русском и казахском языках

 

Постановочная команда:

Режиссер-постановщик

- Ляйлим Имангазина, Заслуженный деятель РК

Художник-постановщик

- Владимир Кужель

Художник по костюмам

Толкын Есалиева

Главный хормейстер

- Алия Темирбекова

История

Вечер 1 февраля 1896 года в оперном театре в Турине. Блестящее общество собралось, чтобы услышать мировую премьеру новой оперы Джакомо Пуччини, автора снискавшей национальный успех «Манон Леско». Дирижер — двадцативосьмилетний Артуро Тосканини, репутация которого уже такова, что американские критики писали после его исполнения «Гибели богов», что «во всем Нью-Йорке он был единственным, кто удостоился чести быть приглашенным дирижировать этой оперой». При таких благоприятных обстоятельствах премьеру оперы, ставшей впоследствии одной из самых любимых итальянских опер, должен был ждать ошеломляющий успех. Этого, однако, не произошло. Опера не провалилась, но прием публики был, можно сказать, чуть лучше, чем равнодушный (холодный), да и критики отнюдь не были единодушны в выражении симпатии к ней. Один из них зашел настолько далеко, что назвал ее «пустой, совершенно инфантильной». Премьера в «Метрополитен-опера» в 1900 году удостоилась нескольких еще более худших эпитетов. «Богема», — писала «Tribune», — низкая по сюжету, шумная и пустая по музыке, глупая и нелогичная... опера».

 

Но далеко не все критики разделяли эту ошибочную оценку. Несмотря на мнения многих музыкантов, профессиональные критики в глазах потомков чаще в своих суждениях оказываются правы, чем не правы. В данном конкретном случае никто не оценил значение оперы точнее, чем издатель Пуччини Джулио Рикорди. За три месяца до премьеры Рикорди, непосредственно вмешивавшийся в работу композитора и либреттиста на протяжении всех трех лет, пока создавалась опера, писал: «Дорогой Пуччини, если ты на сей раз не создашь шедевра, я поменяю профессию и пойду торговать колбасой!»

 

   Сюжет оперы был выбран композитором невероятно удачно, настолько, что лучше не придумаешь. Главные герои — молоды и прекрасны, это четверо юношей и две девушки: мы знаем, что они живут независимо, но бедно, жизнью, полной одних мечтаний и надежд, и тем более привлекательной для сердца публики, что она любит пофантазировать и поплакать по поводу мелких горестей (хотя какая разница, мелкие они или крупные?). К тому же в опере прекрасно вплетены веселые и сатирические сценки из парижской жизни, которые уравновешивают грустные и ностальгические: например, одна из двух влюблённых пар, Мюзетта и Марсель, часто вступают в перебранку, чтобы лучше оттенить другую пару, Мими и Рудольфа, являющимися центром драмы.

 

   Каждый уголок оперы – это своя уникальная атмосфера – маленькие мансарды, где живут художники и интеллектуалы или шумный парижский Латинский квартал. И это маленькое чудо, которое Пуччини создаёт всякого рода комбинации. Помимо позднеромантической оркестровки, богатой изобразительными эффектами, воздушной, чистой или взрывающейся, как фейерверк, следует отметить повторяющиеся пустые аккорды в духе настойчивой архаики Стравинского, григорианские мелопеи, прозрачность инструментовки и динамики в подражание восточной музыке.

 

   Эта красочная атмосфера дышит молодостью, исполнена пылкостью, с какой бросают друг на друга взоры наши герои, радостные или грустные, и пронизывает все времена своей чувственностью.