ДОН ПАСКУАЛЕ

Гаэтано Доницетти

Итальянское либретто Микеле Аккурси

(псевдоним Джованни Руффини)

переработка более раннего либретто

Анджело Анелли «Сэр Марк Антонио».

"Дон Паскуале"

Опера-буффа в 3 актах

Спектакль идет с двумя антрактами.

Продолжительность: 2 часа 40 минут

Возрастная категория: 10+

Опера исполняется на итальянском языке, в сопровождении синхронных титров на русском и казахском языках

 

Действующие лица: 

Дон Паскуале, старый холостяк (бас)

Доктор Малатеста, его друг и врач, по совместительству (баритон)

Эрнесто, его племянник (тенор)

Норина, вдова (сопрано)

Карлито, кузен Малатесты, мнимый нотариус (баритон)

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая

 

 

Постановочная команда:

Дирижер-постановщик

Канат Омаров

Режиссер-постановщик, сценограф, дизайнер по костюмам

- Маттео Маццони (Италия)

Ассистент художника-постановщика 

Элизабета Сальватори (Италия)

Видео художник 

Лука Аттилли (Италия)

Ассистент дизайнера по костюмам

- Роберта Фраттини (Италия)

Хормейстер-постановщик 

Галымжан Берекешев

История

премьера спектакля в КГАТОБ им.Абая состоялась 12, 13 декабря 2019 года

 

Впервые опера «Дон Паскуале» итальянского композитора Гаэтанно Доницетти на либретто Джованни Руффини по пьесе Стефано Павеси «Сэр Марк Антонио» увидела свет в Италии 3 января 1843 года.

Заказ на оперу Гаэтанно Доницетти получил осенью 1842 года от управляющего театром Жюля Габриэль Жанен. В то время композитор вел работу над оперой «Линда де Шамуни», которая шла в Итальянском театре в Париже. Состав исполнителей был подобран поистине «звездно»: Жюлия Гризи, Мари ди Кандиа, Луиджи Лаблаш, Антонио Тамбурини.

Ко времени создания «Дона Паскуале» Гаэтано Доницетти находился в зените славы, но назвать эти годы счастливыми для него нельзя. Однако, несмотря на тяжелое душевное состояние, Доницетти взялся за сочинение комической оперы и создал ее – по своему обыкновению – в рекордные сроки. Как и положено, по канонам классической комедии, действие оперы «Дон Паскуале» не выходит за пределы одного места – дома, где и разворачивается основная интрига.

 

Премьера оперы «Дон Паскуале» в Алма-Ате на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая состоялась 9 октября 1955 года.

 

Режиссёром спектакля стал А. Баранников, художник-постановщик А. Молдабеков, дирижёр В. Чернов, хормейстер П. Окрушко, балетмейстер Ю. Ковалёв. На премьере главные партии исполнили: Дон Паскуале - А. Казакевич, Народный артист КазССР, Эрнесто - Ю. Якунин, Норина - Н. Куклина, Доктор Малатеста - Н. Воронков.

Позже партию Дон Паскуале пел В. Харитонов, Норины – Г. Яхимович и К. Бобошко.

Опера шла на сцене два года и больше не возобновлялась.

По прошествии многих лет одна из самых лучших опер Гаэтано Доницетти вновь возвращается на сцену КГАТОБ им.Абая.

 

 

МАТТЕО МАЦЦОНИ

режиссер, сценограф, дизайнер по костюмам оперы «Дон Паскуале»:

 

“Сюжет оперы «Дон Паскуале» рассказывает типичную историю «Commedia dell 'arte», которая характерна для многих «опер-буффа». Один из ярчайших примеров подобного сюжета - это опера «Служанка-госпожа» Джованни Батиста Перголези, написанная более 100 лет до опуса Гаэтано Доницетти: старик, богатый и скучный хочет жениться на молодой девушке, которая бедна, но изысканно красива и невероятно умна, и влюблена в другого человека. И в этом треугольнике рождаются все недоразумения и забавные ситуации.

 

В сюжете оперы Доницетти, который сам автор назвал “драма-буффа в трех актах”, мы встречаемся с главными персонажами - стариком Дон Паскуале, его молодым племянником Эрнесто, хитрецом доктором Малатеста и красавицей Нориной. Она то и есть, та самая движущая сила всей истории.

 

Новая постановка - это взгляд на всю историю с точки зрения Норины, как символа женской эмансипации последних веков, через которые мы предлагаем пройти вместе с нами: от 1800-х годов к 1950-м годам, Эпохе “Vacanze Romane”, и до наших дней 2019 года - в окружении роскоши современной Италии…

Первый акт. Мы в Риме, в начале 1800 года, занавес поднимается как раз во время похорон мужа Норины ... позже, после входа в дом Дона Паскуале, в центре сюжета публика встретит Норину “дома в клетке”, как гласят социальные правила того времени. И здесь мы вспомним, Норина не может жить с мужчиной, в которого она влюблена.

 

По мере развития сюжета, Норина становится все сильнее и сильнее …, с новой Нориной зрители встретятся во втором акте в Риме 1950-х годов, где она, как и все артисты превратятся в героев из типичной итальянской кинокомедии таких как Витторио Де Сика, Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.

 

И, наконец, третий акт - это настоящий триумф Норины, которая стала сильной современной женщиной. Этот образ все больше и больше становится центром нашего общества, именно поэтому мы решили перенести рассказ в наши дни, 2019 год со всей несравненной роскошью Итальянской моды и дизайна.

 

Новая постановка включает в себе огромное количество спецэффектов и перемещений «во времени», что создает сложную сценографическую историю с утонченным вкусом воссоздания итальянской атмосферы и стиля, все дополняется видео проекциями, которые объединяют современные технологии с миром оперы.

Идея перемещения во времени реализуется нами в дизайнерских решениях костюмов, в поисках материалов и линий в соответствии с модой разных эпох. Все это создает эффект великолепного спектакля, представляющего оперу “Дон Паскуале” веселой, я надеюсь, рапсодии жизни и любви.”