А. Жубанов, Л. Хамиди «АБАЙ»

25/05 - 18:00

* Уважаемые зрители!

После третьего звонка вход в зрительный зал запрещен.

В случае опоздания Вы сможете занять свои места во время антракта.

 

А. Жубанов, Л. Хамиди

АБАЙ

Опера в 3-х действиях

Либретто М. Ауэзова

 

Постановочная команда: 

Постановка в редакции народных артистов КазССР, лауреатов Сталинской премии: Курманбека Джандарбекова и Байгали Досымжанова

Художник по костюмам и декорациям - Кулахмет Ходжиков, заслуженный деятель искусств Казахской ССР

Главный хормейстер - Алия Темирбекова

Балетмейстеры – постановщики – Даурен Абиров, народный артист Казахской ССР Минтай Тлеубаев, заслуженный деятель РК

 

I действие

Степь. Развалины древнего мазара. Здесь ищут убежища юная Ажар и ее возлюбленный Айдар. Они пытаются скрыться от погони. Слышится топот коней. Беглецов настигает Нарымбет, брат покойного жениха Ажар. Согласно древним обычаям Ажар должна стать женой Нарымбета. Его сопровождает бий Жиренше. Нарымбет обвиняет Ажар в нарушении законов предков и приказывает схватить Айдара.

 «Слабые руки нетрудно связать, но сердце взять в плен и заставиь Ажар полюбить себя не удастся» - гневно бросает Айдар. Ажар подтверждает его слова. Она клянется навсегда быть ему верной.

 Жиренше велит связать Айдару и Ажар руки. С них снимают головные уборы в знак того, что им предъявлены тяжелые обвинения в нарушении вековых обычаев. Влюбленные прощаются.

 Жиренше приказывает привязать Айдара к хвосту лошади и пустить вскачь. Айдар взывает к помощи, и зовет своего учителя и заступника - Абая.

 «Скажи, нет жалости к отступнику!» - злобно повторяет Нарымбет, но в тот момент, когда всадник уже готов тронуться с места, появляется Абай. С ним его друзья, молодые поэты Азим и Кокбай. Абай требует разрезать веревку, накинутую на шею Айдара, и развязать руки Ажар. Пусть судья рода вынесет приговор. Абай требует справедливости. Уверенные что приговор суда биев будет в их пользу, Жиренше и Нарымбет отпускают Айдара и Ажар. При этом Нарымбет злорадствует, предвещая свою победу и проигрыш влюбленным.

Дом Абая в Семипалатинске. Здесь в ожидании суда остановились Ажар и Айдар. В дом входит Азим. Задумчиво ведет свой монолог Азим о том, что Айдар прав в своем стремлении быть вместе с любимой Ажар.

 На пороге дома появляется Жиренше. Он просит Азима уговорить Ажар вернуться в свой аул, а Айдара отдать в его руки. При этом Жиренше не скрывает своей ненависти к Абаю. Азим в смятении. Жиренше уходит.

 Появляются Абай, Айдар и Кокбай. В руках Абая рукопись новой поэмы Айдара. Абай горячо одобряет своего любимого ученика. Завистливый Азим недоволен похвалами Абая. Азим говорит о том, что песни Айдара, что так пылки, могут усилить ярость врагов. Но Айдар уверен, что «безмолвная печаль не свойственна поэту». Абай горячо поддерживает Айдара.

 Входит Сырттан. Его приветливо встречает Абая. Сырттан решил до суда лично поговорить с Ажар. Старейшина просит позвать Ажар к нему. Девушки приводят Ажар. Сырттан взывает к Ажар и спрашивает, кто сбил ее с истинного пути? Но Ажар клянется, что только горячая любовь заставляет ее пойти наперекор обычаям старины. С Айдаром она готова идти на смерть.

 

ІI действие

Сцена суда. Рассаживаются его участники. Вместе с Абаем появляются бии обеих сторон.

Сырттан объявляет суд открытым. Он взывает к народу, просит быть мудрыми, и помнить законы, заповеданные предками. Свою обвинительную речь начинает Жиренше. Обвинение говорит о том, что Айдар нарушил священные законы, и за это его должно постичь суровое наказание.

 Слово берет молодой Азим. Он говорить о силе любви легендарных Жибек, Баян и Лейли. Упоминает Джульетту. И рассказывает о том, что кому известна истинная любовь, тому не страшна и смерть.

 Азим обращается к Сырттану, умоляя быть милостливым к молодому и пылкому Айдару.

Жиренше возмущен речью Азима. Он видит в ней угрозу вековым устоям. Вместе с этим он требует чтобы Ажар была возвращена в свой аул.

Азим снова возражает Жиренше. Он сравнивает Айдара с пташкой, а Абая с кустом, что защищает птицу. Жиренше возражает Азиму, настаивая на строгом соблюдении древних законов и призывает следовать примеру бия Кенгирбая, не знавшего пощады к гордецам подобным Айдару. Кенгирбай отдал приказ о казни Енлик и Кебек, пусть та же кара постигнет и Айдара. Жиренше напоминает Абаю, что судьи его рода принимали участие в суде Кенгирбая. Как же теперь Абай может идти против их взглядов?

 Слово берет Абай. Он гневно осуждает Жиренше за его слова. Абай возражает прости суда Кенгирбая, что был свершен много лет назад. Если судья вершил суд несправедливо есть народ, видящий все, что не останется безмолвным.

Со всех сторон слышны голоса в поддержку речи Абая.

Сырттан дарует молодым жизнь.

Победой Абая и его сторонников заканчивается суд биев.

После оглашения решения суда старейшин радостный народ поздравляет Абая, его учеников и Айдара с Ажар. Все расходятся.

Остаются лишь Жиренше, Нарымбет и Мес. Они считают главным виновником своего проигрыша Абая. Они замышляют заговор против Абая. «Абай - мой непримиримый враг. Пусть я буду проклят, если не погублю его». Нарымбет передает пузырек с ядом Жиренше.

 

ІIІ действие

Богато убранные юрты. Предсвадебная суета. Всюду радость и веселье.

Кокбай неумело ухаживает за Карлыгаш, которая подшучивает над его словами о любви к ней. Входят Абай, Айдар и Азим. Абай посмеивается над незадачливым ухажером и отправляет Кокбая и Карлыгаш готовиться к выступлению на свадебном пиршестве. Доносятся голоса народа, призывающие Айдара спеть песню. Азим же просит Айдара не петь песню о Енлик, боясь новых волнений. Все восхищены новой поэмой айдара - «Енлик-Кебек». Абай искренне радуется успеху своего ученика. Но не рад этому Азим. Он считает что Айдар идет не тем путем, увлекая за собой и Абая. Сам же Азим верит в справедливость законов предков и решает убить отступника. Подслушавший это Жиренше вручает Азиму яд.

Начинается свадебное пиршество. Праздничный танец, а за ним и смотрины невесты с ее поклонами уважаемым гостям и родственникам. Незаметно Азим подсыпает яд и подает чашу Айдару. Все просят Айдара спеть, но лишь начав свою песнь молодой поэт падает. Оборвалась песнь Айдара.

Айдар умирает. Он прощается с Ажар и сожалеет о том, что так мало времени провел с ней. Абай и Ажар в гнетущей печали. Айдар вопрошает: «Может ли человек умереть от проклятья?». Абай отрицает это.

 Все потрясены. Тело Айдара чернеет. Это яд. Абай велит созвать народ и скорбно извещает о трагедии. Народ негодует и требует найти отравителя. Кокбай обвиняет во всех бедах Жиренше. Но тот клянется в своей невиновности. Зоркий глаз Сырттана останавливается на Азиме. На Азима указывает и рука умирающего Айдара. Народ проклинает злодея и в гневе уводит его на расправу.

 В страшных мучениях гибнет Айдар. Горько оплакивает его смерть Ажар.

Темная сила победила. Абай остается один среди этой тьмы, как неугасимый светоч, освещающий своему народу путь в его светлое будущее.

 

приобрести билет

Действующие лица и исполнители:

Абай.............................................................ЕСЕНГЕЛЬДЫ РЗА (первое исполнение)

Ажар, возлюбленная Айдара.....................ЗАРИНА АЛТЫНБАЕВА

Айдар, акын, ученик Абая........................ ДАРХАН ЖОЛДЫБАЕВ

Жиренше, би ........................................... ЕВГЕНИЙ ШАГАРОВ (первое исполнение)

Азим, родственник и ученик Абая.......... БОЛАТ БУКЕНОВ

Карлыгаш, родственница Абая............... ОКСАНА ДАВЫДЕНКО

Кокбай, поэт, молодой друг Абая........... АЙДОС ЖАБАГИН

Сырттан, верховный би............................ ТАИР ТАЖИ

Нарымбет, родственник Жиренше......... ИСЛАМ ХАМЗАЕВ

Мес, джигит из свиты Нарымбета.......... НУРГАЛЫМ АМАНБАЙ

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского национального театра оперы и балета имени Абая

Дирижер - КУАНЫШ ИСМАИЛОВ

* Театр оставляет за собой право вносить изменения в состав исполнителей*